������ � ����������� ��� ������ ��������

четверг, 12 февраля 2015 г.

«Был город – фронт, была блокада…»


На Ленинград с обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биенье.
(В. Инбер)

27 января 2015 года наша страна отмечает важную историческую дату – 71 год со дня полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.
Жители осажденного города вместе с воинами Ленинградского фронта и моряками Балтийского флота в тяжелейших, нечеловеческих условиях отстояли свой город и не сдали его врагу. Это была великая победа, так как в случае сдачи города фашистам был бы открыт путь на Москву.
С момента своего основания (1703г.) Санкт-Петербург всегда  имел важное стратегическое значение, как северо-западные ворота России, её политический, экономический, промышленный и культурный центр. Адольф Гитлер выбрал Ленинград  в качестве главной военной цели, поскольку был уверен, что взятие этого города и, если потребуется, полное его разрушение было необходимо для уничтожения Советского государства.

Снятию блокады  с Ленинграда были посвящены уроки памяти, проведенные сотрудниками  Центральной детской библиотеки  в средней школе №9 для учащихся 5,6 и 7 классов. Информационный час с показом видеопрезентации «Был город-фронт, была блокада…» познакомил детей с тем, как выживали люди в эти тяжелые дни (900 дней продолжалась осада города),  ведь главной задачей осажденного города оставалось снабжение фронта всем необходимым: вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием.
Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом, заготавливали дрова. И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились (в осажденном городе,   без перерыва работало 39 школ), учились в холодных, оледеневших классах, в бомбоубежищах, учились, несмотря ни на что.
С 20 ноября 1941 стали выдавать самую низкую норму хлеба за время блокады - 250 гр. рабочим и по 125 гр. служащим, детям и иждивенцам. Хлебушек выпекали с примесями отрубей, жмыхов, с добавлением целлюлозы, меньше всего там было муки.
Кусочек суррогатного хлеба стал с этого времени основным средством поддержания жизни. Из этого кусочка делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Один-два таких сухарика да кружка горячей воды, вот из чего состояли в самые голодные дни, завтрак, обед и ужин населения осажденного города. Некоторые дети не выдерживали и сразу съедали свою норму хлеба, потом мучились от голода.
С начала действия Ладожской ледовой трассы («Дороги Жизни») в январе 1942 года снабжение населения продуктами улучшилось, а в феврале была объявлена третья по счету прибавка.
В марте 1942года было принято решение выращивать разные овощи. Летний сад, Марсово поле, Исакиевская площадь, парки, скверы теперь были засеяны овощами. Они получили название «Блокадные огороды».
Жизнь в блокадном городе возрождалась, заметно оживилась и культурная жизнь Ленинграда. Крупнейшим событием музыкальной жизни блокадного Ленинграда явилось исполнение седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. 9 августа 1942года в  большом зале Филармонии, прозвучала Ленинградская симфония, написанная композитором в осажденном Ленинграде и посвященная Ленинграду и ленинградцам.
Немцы думали, что голодающие, мерзнувшие люди бросят работу, передерутся из-за куска хлеба и сдадутся. Но они просчитались. Люди, пережившие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
Этот урок памяти оставил в душе каждого какой-то след, он заставил задуматься, что такое война. Ребята с сочувствием воспринимали  факты о своих сверстниках, задавали вопросы о рационе питания, о дневнике Тани Савичевой, о протяженности «Дороги жизни». Некоторые дети приводили свои воспоминания рассказов о войне, услышанные ими от дедушек и бабушек.
Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Многодневная защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызвала удивление и восхищение современных детей и навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Список использованной литературы:

1.    Гланц Дэвид. Блокада Ленинграда.1941-1944. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2009. – 221с.
2.    Комаров, Н. Я., Куманев, Г.А. Блокада Ленинграда: 900 героических дней.1941-1944. Исторический дневник. Комментарии. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 576с., ил.
3.    Михайлов В.В. Ленинград. Героическая оборона города в 1941-1944гг. – М.: Политиздат, 1981. – 199с., ил.
4.    Мойжес, А.Л. Дети города-героя. Сборник. – Л.: Лениздат, 1974.- 424с., ил.

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...