������ � ����������� ��� ������ ��������

четверг, 15 марта 2012 г.

Рецензия на произведение Евгения Замятина "Мы"


Великолепно!


8
+
Эту книгу мы проходили в школе. Может для кого-то это окажется неожиданностью. О, как же я благодарна своему учебному заведению за то, что оно открыло мне этот гениальный роман!
Я понуро, без капли энтузиазма приплелась в библиотеку, ожидая получить очередную пресную унылую книженцию вроде фадеевского "Разгрома", который мы прошли прямо перед Замятиным. И вот роман у меня в руках. Первые строчки аннотации, слово "антиутопия"... Мой любимый жанр... Всё, я погибла! При этом слове на ум сразу пришёл мой любимец Бёрджесс, король данного жанра с его "Заводным апельсином" и "Вожделеющим семенем". Уже интересно. Открываю содержание. Записи, конспекты вместо глав... Необычное построение сразу интригует.
С первых страниц книжки я оказалась вовлечена в ураган острых, цепких и вместе с тем спокойных фраз. Да, я больше обратила внимание на форму чем на содержание, потому что скажу вам по секрету, всерьёз задумываюсь о писательском будущем. Я была в восторге от точности определений, оригинальности метафор. Одно самое умопомрачительное сравнение я выписала себе в здешний цитатник. А эти бесконечные тире между подлежащим и сказуемым... По-моему, каждая строчка в "Мы" - это шедевр. Это отдельное произведение искусства, это вполне самостоятельное сокровище в копилке русской литературы. Меня покорил стиль написания этой книги. Я жадно глотала предложение за предложением, абзац за абзацем и не уставала поражаться мастерству Е. Замятина.
Что до сюжета, то мне кажется, здесь всё предельно просто. Автор даже не обличает, а скорей просто описывает тоталитарный режим и жизнь в всесторонне контролируемом обществе. Куда больше внимания уделено внутренним переживаниям героя, которые описаны ну просто потрясающе. Вообще мой лексикон не столь, далеко не столь разнообразен и фантазия не так, далеко не так хорошо развита как у автора данной книги, поэтому мне очень трудно выразить своё восхищение этим произведением. И мне вовсе не показалось, что его тяжело читать.
Почему-то никак не удавалось отделаться от аналогий с Бёрджессом - "Заводной апельсин" отошёл на десятый план, осталось "Семя". Что-то всё же есть у них общее: изображение отдалённого будущего и кризиса в обществе. У Бёрджесса резче мысли, но плавнее их выражение, у Замятина наоборот, колючими иглами пульсирующих букв покрыты хрупкие тела ровных идей. Ну ладно, об Энтони поговорим отдельно. Согласна, мой параллелизм не слишком обоснован, но я не могла от него избавиться.
На заключительном уроке по "Мы" учительница спросила: "В чём же смысл заглавия?" Стандартный вопрос к любому произведению школьной программы. Я промолчала (на уроке лит-ры вообще предпочитаю рот не раскрывать), никто тоже не ответил. Тогда она принялась бубнить, вычитанное из методических пособий, что-то про героев романа представлявших нонконформистскую группировку, которой рано или поздно, несмотря на гибель, в последующих перерождениях, суждено победить и преодолеть гнёт системы Благодетеля. Здесь я отвечу: как раз-таки напротив. "Мы" - это абсолютное большинство подчинившихся, многочисленная безликая, однообразная толпа, не хотящая и не способная противостоять существующему политическому строю. "Мы. Таких, как мы, много. Мы никогда не перестанем существовать. Согласившихся всегда будет больше. У восстающих мятежников нет шансов в борьбе против власти". В этом весь смысл.


Джордж Оруэлл  Рецензия на «МЫ» Е. И. Замятина

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Я солидарен.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...