������ � ����������� ��� ������ ��������

суббота, 31 марта 2012 г.

Корней Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882-1969)

«Конечно, мне не слишком-то нравится, что меня именуют одним из старейших писателей. Но ничего не поделаешь: я пишу и печатаюсь шестьдесят три года. Помню Куприна молодым человеком, еще до того, как он написал "Поединок", и юного Блока в студенческой нарядной тужурке. И мне самому удивительно, что я все еще не бросаю пера. Но не могу и представить себе, как бы я прожил хоть несколько дней без него».


Николай Васильевич Корнейчуков родился в Петербурге. Его отец, петербургский студент, оставил его мать, полтавскую крестьянку, и она с двумя детьми переехала в Одессу. Там Николай поступил в гимназию, но был исключен из-за низкого происхождения. Тяготившийся своей незаконнорожденностью, он при первой же возможности, которая, как мы знаем, представляется писателям, взял себе псевдоним Корней Иванович Чуковский. После революции новые документы были выданы уже на выдуманное имя, и его дети носили отчество Корнеевич/Корнеевна и фамилию Чуковские.
Один из самых счастливых периодов его жизни прошел в финском местечке Куоккала (наше Репино), где он прожил 10 лет с женой и тремя детьми. Там он сблизился с Ильей Ефимовичем Репиным, подружился с Короленко и Анненским.

«К Илье Ефимовичу по средам, а к моему отцу по воскресеньям приезжали из Петербурга художники, писатели, актеры, поэты, историки литературы и публицисты. Девочкой я встречала у нас в доме Шаляпина, Маяковского, Н. Евреинова, Леонида Андреева, Владимира Короленко». (из воспоминаний дочери) 

В творчестве его всегда увлекала критика (по совету Короленко он написал большой и основательный труд о Некрасове, своем любимом поэте) и работы по детской речи и психике. Увы, советские времена оказались неблагодарны для критической деятельности. Да и для многой другой. 30-е годы стали для семьи роковыми: Чуковский простился с репрессированными друзьями, Осипом Мандельштамом и Бенедиктом Лившицем, похоронил мужа своей дочери физика Бронштейна, о расстреле которого удалось узнать лишь после двух лет хлопот в инстанциях, и свою младшую дочку Марию (ту самую Мурочку, что поливала свою туфельку и рисовала Бяку-Закаляку), которая умерла от туберкулеза. Талант литературного критика пришлось зарыть в землю.





«Я написал для детей (вслед за "Крокодилом") "Мойдодыра", "Муху-Цокотуху", "Тараканище", "Доктора Айболита" и другие сказки в стихах. Сказки эти появились впервые в печати в самом начале двадцатых годов и вызвали жестокие нападки рапповцев, пролеткультовцев, педологов. Мне и в голову тогда не приходило, что когда-нибудь эти гонимые сказки будут печататься миллионами экземпляров и выдержат многие десятки изданий и что я доживу до поры, когда те дети, для которых эти сказки написаны, превратятся в седых стариков и будут читать их своим внукам и правнукам.





Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме "Мойдодыров" и "Мух-Цокотух", вообще ничего не писал».

Но в сталинскую эпоху даже его детские стихи подвергались жестокой критике.

С началом оттепели Чуковский взялся за Библию для детей. Он привлек для проекта лучших писателей и литераторов, но весь тираж книги «Вавилонская башня и другие древние легенды», вышедшей в 1968 году был уничтожен властями. А первое переиздание появилось лишь в 1990г.

«Жизнь моя подходит к концу. "И утро, и полдень, и вечер мои позади"…Но когда я беру в руки перо, меня до сих пор не покидает иллюзия, что я все еще молод и что тем, для кого я пишу, еще очень недавно исполнилось двадцать. И что у меня с ними общий язык.
Наивная иллюзия, но без нее я не мог бы ни жить, ни писать, так как (нынче я чувствую это особенно ясно) быть с молодыми - наш радостный долг».

Источник Правильные детские книжки

Ссылки по теме

В нашем блоге:
Сайты детских писателей+Презентации Детские писатели + Чуковский о Маршаке

Обзор интернет-ресурсов о Чуковском
New! Пятнично-субботнее: Корней
Аудиокниги Чуковский
Викторины по творчеству Чуковского
Презентация Произведения Чуковского

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...