������ � ����������� ��� ������ ��������

пятница, 30 сентября 2011 г.

ДЕТИ В СЕТЯХ ИНТЕРНЕТА


Результаты исследования «Дети России Онлайн-2011» , проведенные Европейской комиссией «Безопасный Интернет», показали, что в России 78% детей в возрасте от 9 до 16 лет имеют личный профиль в социальных сетях – этот показатель примерно на 20% больше, чем в странах Евросоюза. Многие родители сегодня обеспокоены тем, что их дети буквально «не вылезают» из Сети. Детские психологи сходятся во мнении, что общение со сверстниками – лучшая форма получения информации для детей.

Согласно данным опроса Ольги Трифоновой 200 детей-школьников в возрасте 7-11 лет, абсолютное большинство современных детей (77%) имеют доступ к Интернету, почти треть из них (29%) имеют свой собственный домашний компьютер и 38% пользуются Интернетом с помощью компьютера братьев, сестер или родителей. С социальными сетями знакомы практически все, за редким исключением детей, которые не имеют дома Интернета (всего лишь 6% опрошенных). Главной причиной того, что они не пользуются детскими социальными сетями, дети называли отсутствие Интернета, на втором месте – предпочтение общаться с друзьями вживую, на третьем месте запрет родителей (7%).
Что интересно, отношение родителей к детским социальным сетям немного лучше, чем к Интернету в целом. 37% родителей, по мнению детей, вместе с ними любят играть и общаться в сети и только 20% уговаривают своих детей заняться чем-то более полезным.
Игра через общение и общение через игру – это главный способ познания взрослого мира детьми. Поэтому неудивительно, что 58% детей ответили, что детская социальная сеть нужна для того, чтобы играть в онлайн-игры с другими игроками, 45% – общаться с друзьями и знакомыми и 41% – заводить новых друзей. Таким образом, социальная функция детских социальных сетей имеет четкую направленность на детскую аудиторию.
Главной социальной функцией детских социальных сетей дети считают игры с другими участниками сетей в интерактивной среде. Больше всего в социальных сетях дети любят играть в онлайн-игры (48%), смотреть мультфильмы и видео (36%), слушать музыку (32%), общаться с друзьями (29%), менять свой аватар (17%) и читать новости (16%). Это говорит о том, что дети заинтересованы в социализации с друзьями в социальных сетях и для них важна визуализация в виде аватара или персонажа.
Дети и бренды
Появление детских социальных сетей дает возможность не только детям общаться по всему миру, но и рекламодателям распространять информацию о своих товарах и брендах среди детей и их родителей, напрямую общаться со своей целевой аудиторией.
Дети же с самого раннего возраста вырабатывают механизмы защиты от лишней информации, учатся отличать медийный контент от маркетингового, хотя к последнему зачастую могут относиться с интересом, что подтверждают результаты анкетирования детей (16% детей любят смотреть рекламу новинок в социальных сетях, 48% – играть в онлайн-игры, которые обычно насыщены рекламой).
Проведенное шведскими учеными исследование с помощью таких инструментов, как ретроспективные интервью и eye-tracking, показало, что дети эффективно развивают стратегии игнорирования рекламы в Интернете. Даже не рассматривая рекламные сообщения внимательно, дети понимают, что это реклама, и предполагают, в каких именно частях сайта ее можно чаще всего встретить. В сравнении со временем, которые дети тратят на нерекламный контент, только 1,6% общего времени тратится на просмотр рекламы.
Дети в возрастной категории 7-11 лет, выбранные для исследования, за редким исключением, еще не самостоятельны в оплате покупок, хотя уже оказывают значительное влияние на взрослых и их покупки. Но буквально через два-три года эти дети станут подростками, и картина кардинально изменится.
По данным ежегодного международного исследовательского проекта TNS TRU (Teenager Research Unlimited), в настоящее время в России 5,6 млн подростков в возрасте 12-15 лет. В 2010 году дети этой возрастной категории потратили $3,8 млрд (для сравнения, в 2009 году – $3,2 млрд), которые выдают им родители на карманные расходы и преподносят в качестве подарков.
Как игрушку превратить в игру?
Дети и подростки выбирают себе друзей по их одежде, по музыке, которую слушают, по электронным играм, в которые играют.
Мартин Линдстром приводил результаты экспериментов, которые показали, что уже с 18 месяцев ребенок способен узнавать корпоративные эмблемы. Спустя год он уже может ассоциировать предметы своего мира с определенными именами торговых марок. Своим крупнейшим исследованием Brandchild, проведенном в 11 странах мира, он доказывал, что дети и подростки обладают сильным влиянием на торговые марки, покупаемые для них и семейного пользования. Почти в 60% случаев родители принимают решения о покупке, основываясь на мнении и советах своих детей.
«Это первое поколение, рожденное с мышью в руках и компьютерным монитором, играющим для них роль окна в мир. Это поколение одинаково удобно чувствует себя как в онлайновом, так и автономном режимах. Это действительно интерактивное поколение. Оно единственное, кто знает, что такое моментальное удовлетворение собственных потребностей. К ним не применим такой термин, как «информационная перегрузка», – пишет Мартин Линдстром в своей книге «Детский брендинг».
Исследование мнений детей в возрасте 7-11 лет показало, что преобладающее большинство из них считают, что знают об Интернете больше своих родителей, общаются в социальных сетях лучше, чем родители, имеют в социальных сетях много друзей и предпочитают социальные сети школе.
С одной стороны, дети часто склонны фантазировать и преувеличивать. Но с другой стороны, это очевидно, что дети сегодня гораздо быстрее взрослых учатся управлять информацией и дружить с новыми медиа и технологиями, они намного современнее и всегда открыты ко всему новому.
Среднее время, проведенное подростками за Интернетом (1,7 часа в день), превысило среднее время телесмотрения (1,4 часа) в 2010 году (TNS TRU). При этом доля детей, использующих Интернет более 1 часа в день – 52%, в то время как смотрящих телевизор более 1 часа – 37%.
Какие детские и молодежные социальные сети как альтернативу взрослым соцсетям можно порекомендовать:
"Мир Бибигона" - социальная сеть с закрытой регистрацией. Существует три типа пользователей, которые могут зарегистрироваться самостоятельно: дети, взрослые и учителя. Взрослый пользователь может зарегистрироваться в сети с помощью sms-сообщения, получив код активации на мобильный телефон. Учителям высылаются приглашения только после телефонного общения с сотрудниками компании.Конечно, даже такие строгие условия регистрации не могут стопроцентно гарантировать отсутствия проникновений в детскую часть взрослых с дурными либо хулиганскими намерениями под видом детей. Поэтому весь пользовательский контент круглосуточно отслеживается сотрудниками проекта. Правила проекта довольно строги.
Взрослые могут свободно общаться в своей части между собой. У них свои клубы по интересам. Это некое родительское собрание, где основная тема общения - семья и дети. У родителей есть возможность получить консультации специалистов разного профиля по вопросам здоровья, образования, психологии детей, их безопасному общению в Интернете. Родители могут общаться со своим ребёнком, видеть, с кем он дружит, в каких сообществах состоит.
Социальный проект «Твиди» ориентирован на детскую аудиторию от шести до четырнадцати лет. На сайте дети могут играть в онлайновые игры, общаться, вести дневники, размещать фотографии и видеоматериалы, искать новых друзей, загружать файлы и даже строить виртуальные миры.В системе предусмотрены специальные механизмы безопасности и просмотра контента, призванные оградить несовершеннолетних пользователей от нежелательных материалов. Существуют ограничения для регистрации взрослых.
Социальная сеть по мотивам одноимённого анимационного сериала. В виртуальном мире смешариков дети могут участвовать в игровых турнирах, смотреть мультфильмы, слушать аудиосказки, общаться с другими пользователями, искать друзей и при помощи любимых героев сериала находить ответы на любые каверзные вопросы.В системе ведётся рейтинг наиболее активных пользователей, предусмотрен форум. Есть и раздел для родителей с подразделами: «В школе», «Дома», «На улице», «Профессионалы», «Праздники». Вниманию взрослых предложена информация о правильном воспитании и обучении ребёнка, представлены советы психологов, педиатров, рекомендации по проведению детских праздников. Создатели проекта отмечают: герои мультсериала "Смешарики", полюбившиеся миллионам зрителей по всему миру, помогают малышам выработать устойчивую жизненную позицию успеха, основанную на доверии к окружающему миру и вере в собственные силы.
«Классная сеть» - так называется эта социальная сеть для российских школьников. Она объединяет учащихся разных школ из разных городов, позволяет находить друзей по интересам и общаться с ними, обмениваясь текстовыми сообщениями и файлами. Участники могут создавать свои классы и группы, представлять там самые интересные моменты из школьной жизни, фото- и видеоматериалы. В ClassNet регулярно проводятся различные интеллектуальные конкурсы, участвуя в которых можно зарабатывать виртуальные монетки и получать призы. Основные разделы сайта: «Я», «Школа», «Группы», «Доска», «Конкурсы».
Знакомьтесь - молодёжная социальная сеть «МИР: Молодёжное информационное равенство». Сервис создан как место для общения молодёжи разных возрастных групп. После привычной процедуры регистрации пользователям предоставляются традиционные для социальной сети разделы: фотоальбом, сервис знакомств, форум, блоги, новости и работа. Доступна система обмена сообщениями на сайте, есть лента друзей. В специальном разделе пользователь может разместить своё резюме. Контент сайта предназначен для молодых людей в возрасте от 10 до 25 лет. Существуют рубрики : «Кем быть», «Здоровье», «Школьный мир», «Мы и общество», «Мир увлечений». Подросткам предлагают рубрики: «Мир образования», «Работа и карьера», «Мир технологий», «Мы и общество» и ряд других. На главной странице размещён блок с последними записями блогов.
Питомцы Вебкинз - это милые плюшевые животные, у каждого из которых есть уникальный Секретный код, который позволяет входить в Мир Вебкинз.На сайте можно зарегистрировать своих питомцев Вебкинз, «оживить» их и ухаживать за ними.
Читайте по теме

В нашем  блоге: 
Типы подростков-пользователей интернета

Вреден ли Интернет для молодежи?


Статьи в журнале "Дети в информационном обществе"

Загрузить Adobe Flash Player

Статьи в других изданиях

  • Солдатова Г., Зотова Е. Стратегии совладания школьников с кибербуллингом // Человек в информационном обществе: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая - 1 июня 2012 года / под общ.ред. А.Е. Войскунского, Л.М. Дубового. - Пенза: ПГПУ им.В.Г. Белинского, 2012, с.59-64
  • Солдатова Г., Роггендорф П. Риски информационного общества: типы и возможные последствия // Человек в информационном обществе: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая - 1 июня 2012 года / под общ.ред. А.Е. Войскунского, Л.М. Дубового. - Пенза: ПГПУ им.В.Г. Белинского, 2012, с.214-217
  • Солдатова Г., Зотова Е. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладания // Образовательная политика, М., №5 (55), 2011
  • Солдатова Г., Зотова Е. Школьники России и Европы: риски цифрового поколения // Интернет в цифрах, М., №3 (7), 2011
  •  Солдатова Г., Зотова Е. Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет // Справочник классного руководителя, М., №7, 2011
  •  Soldatova G. Russian Schoolchildren: Challenges and Risks of Online Socialization // Children, Youth and Media in the World, No1, 2011.
  •  Солдатова Г., Кропалева Е. Как школьники воспринимают интернет // Справочник классного руководителя, М.,№7, 2010, с.11-17
  •  Солдатова Г. ,Кропалева Е. Особенности российских школьников как пользователей интернета // Интернет в образовании. Материалы международной научно-практической заочной конференции, 12 октября 2009 г. – 1 апреля 2010 г. М.: Издательство СГУ, 2010., с.475-489



    Комментариев нет:

    Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...